Когда только планируешь ребенка или во время беременности, думаешь о том, что можешь дать своему малышу. По крайней мере, я думала. Думала о том, чем мы будем заниматься, как проводить время, чем бы мне хотелось с ним поделиться.
Очень многие вещи идут из собственного детства. Все эти воспоминания о том, как проходило время тогда, что нравилось и что здорово было бы устроить своему ребенку.
Меня тут Марта спросила, почему я боюсь каких-то вещей, но не боюсь, например, что мой ребенок не будет читать книг. Честно, мне в голову даже не приходило опасаться этого. Считаю, если мама рисует, ребенок непременно будет рисовать; поет - петь; читает - конечно же, он будет читать, просить смотреть картинки и всячески взаимодействовать с книгами, если вокруг него все читают. Думаю, если хочется чем-то увлечь малыша, нужна в начале увлечься этому самому.
Опять-таки, благодаря Марте и её Максу, которому год и восемь месяцев, вспомнила, как любила нянчиться с малышами. Вспомнила о том, как любой совершенно обычный предмет рядом с ними становится волшебным, ему можно найти столько применений, столько придумать игр! И как раньше любила придумывать.
Пока Майя совсем малышка, погружаюсь в различные воспоминания всё сильнее, читаю книги и блоги, и, наконец-то, у меня начинает складываться картинка того, чем именно хочется увлечь дочку, каким образом и в каких играх проводить с ней время, когда она станет постарше. Чувствую, это время не за горами! Ведь оно так быстро мчится.
**
Мой папа с удовольствием играл со мной в настольные игры, а мама любила ездить на разные мероприятия. Оба родителя любили читать. Правда, с моим появлением читали они чаще всего детскую литературу, но книг у нас дома всегда было много.
детские воспоминанияС папой играла в карты, шашки и редко в детскую игру "Золотой ключик". Последнюю больше любила использовать в качестве домика для пластилиновых пингвинов или же шахматных фигур, в которых белые фигуры у меня были девочками, а черные - мальчиками.
Сильнее всего любила шашки, отточила мастерство до такой степени, что в первом классе участвовала в школьном турнире. Турнир проводился между всеми классами. Вышла в финал, где и проиграла парню из самого последнего класса, рассудив, что победа все-таки за мной, так как нельзя сравнивать 7-и летних девочек и 14-15-ти летних мальчиков. =D
С мамой же я все время куда-то ездила. Ездили мы вдвоем или большими "компаниями".
Мама моя учительница математики, из тех энтузиастов, которых раньше было много (или же мне посчастливилось столкнуться со многими). С коллегами они часто устраивали поездки куда-либо. Туда-либо (: она брала ещё и меня. До 7 лет (тот возраст, который я называю "детством". Потом у меня идут "школьные годы"), кроме традиционных кукольных театров, цирка и всевозможных ёлок (самые клевые проводились в Кремле и гостинице "Космос"), куда водили детей в то время, меня возили по выставкам, театрам, опереттам (сейчас у нас больше в почете мюзиклы) и на балет.
Балет я любила сильнее всего. В начале - это было что-то детское: "Золушка", танцующая с мётлами и половиками, "Ундина", которой даже в мелком возрасте сопереживаешь, страшная сказка "Синяя птица".
В 7 лет - уже учительница начальных классов, - взяла весь свой первый класс в Кремль на "Лебединое озеро". И это было событие! До этого в Кремле была только на елках, а тут я - школьница, приехала смотреть что-то взрослое! Смысл балета мне открылся многим позже, но атмосферу той поездки помню до сих пор.
Водят ли сейчас выводок семилеток в Кремль на "взрослые" балеты? И как на них смотрит сегодняшняя публика? Тогда это было в порядке вещей. Не единожды после "ЛО" мы ещё ездили на разные спектакли и балеты. Я и в школу перешла, где каждый год были День Театра, День Оперы и пр.
Ещё было много поездок - в традиционный Питер и по другим городам России, в Углич на пароме несколько дней, ближнее зарубежье - Беларусь, Украина, Литва.. Также - едет школа, мама берет меня с собой, а потом уже путешествовала со своим классом.
А летом вдвоем непременное море - туда поездом, обратно самолетом. До сих пор помню колесо обозрение, вкусные пирожки с курагой, гипнотическую группу в Анапе; змей на дороге, странные вкусные ягоды, похожие на землянику, как оказалось, их нельзя есть, озеро одновременно двух ярчайших цветов - одна половина пронзительно бирюзовая, вторая - зелено-голубая (больше зеленого, почти салатового), странная вихрастая подружка по имени Наташа в Грузии; поход на Ласточкино гнездо, множество красивущих дворцов, спелые фрукты и белобрысы мальчишка на пристани (я называю его Артуром) в Крыму; множество подруг, американец по имени Пол, некогда даже искупаться в море, совершенно не хочется домой - на Кавказе. Столько ещё подобных воспоминаний про места и людей, которых встречала..
Единожды, где я была - это зоопарк. Моя мама не большая поклонница животных (хотя в цирк меня водили раз 10, наверное). Предполагаю, что зоопарк мне показали, чтобы поставить галочку и больше туда не ездить. К тому же я впала в истерику, когда меня вместе с другими детьми посадили на пони и это пони всё дальше и дальше начала удаляться от моих родителей. Страх, ужас, сопли, слюни! Родители были в шоке от реакции уже не маленькой девочки! Признаться, я сама была в шоке! Но ничего не могла поделаться с собой, плакать не хотела при людях, но сдержаться не могла!
А вот моя Систер (двоюродная) обожала зоопарки, и летом с семьей гуляли там ни раз и не два. А я всё удивлялась, чего её туда тянет.
Так что романтика зоопарков прошла мимо меня в детстве. Уже потом мне стало интересно бывать в зоопарках в разных городах Европы, а также второй раз в жизни вместе с К.посетила Московский Зоо.
Куда больше мне нравятся зоопарки с рыбками - то есть аквариумы и океанариумы. Вот что значит не привили любовь с детства. =Р
Но больше всего у меня деревенских воспоминаний. Месяц в году был совершенно не похожим на мой привычный мир. К бабущке-дедушке в Тюменскую область мы ездили всей семьей.
Свой Дом-на-земле, огромный огрод, в котором помимо нужных овощей было множество ягод: мясистая ирга, заросли малины (просто малиновый лес! Мы там играли в прятки, делились секретами).. Мои двоюродные и троюродные братья и сестры со своими друзьями - скучать не приходилось.
У бабушки было несколько коров (и теленок!), свинок (и поросятки!!), двадцать овечек (и множество ягнят!). Вечером мы садились на лавочку и ждали пастуха, который гонит весь скот. О вечки и прочие сами находили дорогу домой и знали, что эти двери открыты для них - всегда этому удивлялась. В доме у моих кузенов ещё были козы и курочки с цыплятками.
А ещё котята же! Тебя встречают с поезда - ехать до деревни три часа. И первое, что ты спрашиваешь: "есть ли котята?". Как правило, они были. У твоей бабушки. У двоюродной бабушки. У двоюродного деда. У твоих кузенов. У троюродных братьев и сестер. А так как родственников там много, вечера проводишь у кого-нибудь из них - котят натрогаешься на год вперед!
А днем с папой на мотоцикле, когда он не работает (в деревне всегда много работы), то на поле с горохом,
то за костяникой, то на сенокос кормить комаров и кормиться голубянкой, то за малиной, боясь встретить медведя (и встречаешь же! Но для этого нужно подальше в тайгу забраться), то по черную черемуху. А красную выпрашиваешь у бабушки - растет-то у соседей, вдруг можно сорвать, хорошо бы, чтобы бабушка спросила).
Или все вместе по уху. В начале папы ловят щуку сетями, а женщины на поле чистят лук и картошку, а потом все вместе в огромном котле варили уху. И вот ты рыбу дома не ешь, а уха тебе кажется чем-то волшебным и очень вкусным.
Да много чего ещё в голову приходит. =)
Всё это счастливые кусочки воспоминания из детства, которые мне бы хотелось привнести и поделиться ими с Майюшей. Как сказал бы К, а вдруг ей не понравится?! Что же, тогда будем искать что-то ещё. При этом, как показывает мой опыт, я волнуюсь не из-за того, что понравится-нет, а найдется ли у меня тот энтузиазм, который был у моих родителей, благодаря ему я помню и люблю все эти вещи.
При этом дети уже во взрослом возрасте помнят хорошее не только про те времена, когда в их детских жизнях было всё гладко. Иногда что-то хорошее случалось и в грустные периоды. Или были такие грустные периоды, которые хочется изменить и для своих детей сделать всё иначе.
Из грустного, но хорошего. До 7 лет из-за очень редкого врожденного заболевания мне пришлось перенести шесть общих наркозов. Хорошо, что мама добивалась того, чтобы лежать в больницах вместе со мной. Для меня же это было сплошное приключение - как детский мозг справляется с травматическими событиями, только диву даешься!
Помню, как перед очередной операцией мама читала мне "Волшебника Изумрудного города". Вот за мной уже приехала каталка, и я хочу скорее на неё перебраться, чтобы только пораньше прийти в себя после наркоза и услышать, что там будет дальше. Эта книга потом ассоциировалась у меня с чем-то хорошим. С тем, что мама была рядом до чего-то пугающе-неизвестного и тут же рядом после.
Или вот я лежала в больнице, куда приезжали люди со всей России и из-за ближнего зарубежья. В палатах было по 10 человек разного возраста. И мне это нравилось! Можно было играть с малышами и гордиться тем, что с тобой играют большие девочки и мальчики. Теперь я вот хорошо адаптируюсь и могу найти язык почти с кем угодно. Другое дело, что несмотря на это, сейчас я очень люблю комфорт и держать дистанцию, но если надо, тут же применяю навыки.
Из того, что не нравилось - праздники. Новый год был долгожданным и волшебным - этого не отнять. Но другие детские праздники отчего-то не выглядели очень уж детскими. Скорее на них приглашалась вся родня, они там что-то ели, пили, разговаривали, а на нас с сестрой и братом (двоюродными) почти не обращали внимание. Это мы по собственной инициативе - а мы тогда были полны энтузиазма - разучивали песни сами, устраивали им концерт или спектакль.
Сейчас мне хочется устраивать что-то классное для Майи, её сестер-братьев и будущих друзей в календарные праздники, а также в праздники, придуманные нами. В настоящее время изобилие всего - настольных игр многим больше, чем тот арсенал, которым располагали мы с папой. Театральных и прочих постановок тоже. Открылось много интересных музеев, проводятся классные фестивали, просто какое-то огромное количество мероприятий для детей!
Жить в Москве в этом плане просто чудесно - множество красивых парков, интересных выставок. Чего только нет! Мы имеем доступ к любым книгам, фильмам, музыке..
Люди получили возможность путешествовать по всему миру, дети путешествуют уже с младенчества.
Так много всего, что мне интересно, что же останется в памяти детей, когда они станут взрослыми. И как выбрать из всего этого многообразия лучшее для своего ребенка.
**
Это всё понятно, но с чего же начать.
Ведь хочется что-то делать уже сейчас! Тут у меня была огромная каша в голове. Каша из собственных домыслов, наблюдений, подсмотренных идей.
Из того, чем хочу заниматься и когда нужно начинать. Одно знала точно - я против раннего развития. Считала и считаю, что всему своё время. И что ребенок в свой игровой период должен играть, а не "заниматься уроками".
На самое деле, я маало что знала о раннем развитие, но на ассоциациях и по опыту, подсмотренному у немногих знакомых, кто чем-то подобным занимался, видела, что имеется уставшая мама, которой непременно нужно дать ребенку это, это и это. И ребенок, которому хочется бегать, а его сажают за парту в 4 года и учат с ним английский, сетуя, что вообще-то учить надо было в 2.
В общем, все эти примеры мне говорили, как не нужно делать, а как нужно - до этого ещё далеко и всё равно не очень-то понятно.
Классно иметь то, что тебе нравилось в собственном детстве и что ты умеешь, можно поделиться. Но это позже. Здорово иметь множество возможностей и информации нынешнего мира. Но это также может ставить в тупик и подавлять голос интуиции. Отлично сохранять в черновиках что-то наподобии "80 способов того, что непременно нужно сделать вместе с ребенком". Но это такие празднично-разовые акции..
..Когда мы были на даче, у меня с собой была пара бумажных книг на то время, когда дочка заснет на ручках, чтобы не сидеть без дела. Дочка заснула, бумажные книги читать не захотелось - трудно их одной рукой перелистывать. В помощь, как обычно, пришел телефон. В начале подумала, что хорошо бы затеряться на страницах художественной литературы, а потом вдруг открыла книгу
Сесиль Лупан "Поверь в своё дитя", решила взглянуть "одним глазком", чем там заниматься с малышком трех месяцев. Открыла и пропала! Там как раз о раннем развитии, но с такой точки зрения, которая мне просто не приходила в голову. Всё то, о чем пишет Лупан, направленно на получение определенных результатов - вот мы делали то-то и получили это. Меня же заинтересовал сам процесс и разнообразные игры. Читала и заряжалась энергией мамы, которой интересно заниматься своими детьми. В книги есть и про Домана, и про Монтессори, и про то, как Лупан переработала их методы под себя. Очень здорово написано.
Несмотря на то, что читать мне было потрясающе интересно, книга пока лежит недочитанной. Ведь, заинтересовавшись, разными вещами, о которых пишет Лупан, я пошла искать разные штуки на просторе интернета, где и наткнулась в начале на
сайт, а потом и на
блог Елизаветы Черниковой. И вот только пару дней назад закончила его читать. Теперь мне хочется перечитать какие-то записи заново, а также заглянуть во все комментарии!
Блоги Лизы вдохновляют, мотивируют и мне в первый раз за долгое время хочется сказать "хочу также!". Поэтому я буду повторюшкой и планирую осуществить некоторые (многие) её идеи.
На страницах своего блога она делится своими наработками, играми, которые придумывает и рисует сама, и много ещё чем. Там есть и фотографии, и рассказы о понравившихся книгах, и о путешествиях, и о питании и ещё о много-много чём.
Она много читает, отлично систематизирует, перерабатывает и рассказывает об этом. Её методика опирается на работы
Макато Шичиды, и, на мой взгляд, эти работы стоят того, чтобы с ними ознакомиться.
Ну, а главное, для меня - она занимается своей дочкой. И эти занятия очень-очень интересные.
Считаю, что мне повезло наткнуться на подобный блог, когда Майе всего 2 месяца. Повезло, что наткнулась на созвучные моим мыслям. Да ещё и так, что кто-то эти самые мысли начал 2 года назад воплощать в жизнь и разработал большую
базу того, чем можно заниматься с ребенком.
Свой блог Лиза начала вести ещё беременной, так что было невероятно здорово читать в начале беременные посты, а после видеть развитие всего-всего.
В общем, это нужно читать, смотреть и вдохновляться!
Помимо Шичиды, мне оказались близки идеи Домана о физическом развитии, идеи Марии Монтессори о развитии моторики и сенсорики, Лупан - об иностранном языке, Масару Ибуки - о развитии слуха. Хотелось все, а времени не было ни на что, потому что так и висели недоделанные карточки. Метод "делать по порядку" не работал. (с) как всё успеть*
о критериях воспитания*
как заниматься до годаИдея нарисовать стол и предложить ребенку рассадить лосей показалась нам с К.гениальной!
ещё немного
Груффало и Человеткин. Хочу такого Груффало, а вот Человеткина можно сделать из подручных материалов
Наследие Марии Монтессори =)
Потрогать разные камушки - что может быть интереснее? Главное, не тянуть их в рот! =)
именно для этого и собирают коллекцию брелков - для развития моторики у малышка!
Так Лиза знакомила Алису с запахами - специи, еловые иголки и прочие сыпучие вещи.
В маленьких пузырьках ватка, пропитанная аромомаслами.
Мне ещё только предстоит разобраться в развивающих игрушках для Майи
Подобную доску можно приобрести у Janod (как много всего я хочу у них скупить!) и Melissa&Doug. Или же поручить сделать папе!
В общем, я нахожусь под впечатлением от этой супер мамы, завидую ей, её дочке и очень благодарна за то, что она такая вдохновляющая есть!
И хочется соединить свой опыт, чужой опыт и придумывать для своего ребенка тоже что-то увлекательное и захватывающее.