Вечное сияние чистого разума
Дорогая, дорогая, дорогая Клементина…
***Ещё один великий фильм в мою коллекцию. Я не боюсь этого слова – «великий» - потому что в этом случае его можно применить без малейшей натяжки и допущения.
Чарли Кауфман как-то особенно, по-современному гениален – это я понял ещё во время просмотра «Адаптации», снятой по его сценарию. Он редчайший на свете человек, способный тонко шутить и выдавать мощные рефлективно-философские откровения одновременно.
«Вечное сияние чистого разума» - как раз из тех фильмов-прорывов, что совершают революцию в сознании, начиняя его каким-то новым, неизведанным опытом. Фильм кажется проще, чем он есть – во всяком случае, до заключительной сцены. Романтика, юмор и серая тень трагедии переплетаются в изумительный коктейль из разных оттенков чувств, который трогает – но не пробивает, завораживает – но не до оцепенения. И лишь завершающими двумя-тремя штрихами режиссер превращает историю о несчастной любви в нечто удивительное, перевертывающее обычное представление о любовных отношениях.
Фильм начинается с рефлексии парня по имени Джоэл и его знакомства с забавной синеволосой девушкой по имени Клементина. Вскоре он случайно узнает, что она воспользовалась услугами футуристической компании «Лакуна» - и стерла все воспоминания о нём. Джоэл будет страдать, а когда его муки станут невыносимыми, примет решение стереть все воспоминания о Клементине. И пожалеет о том, что сделал, когда исправить ситуацию станет почти невозможно.
Джоэла играет Джим Кэрри – на редкость нетипичная роль для этого великого комика, в которой он продемонстрировал свой необычайный драматический талант. Вместе с тем Кэрри сделал Джоэла забавным и веселым, и придал трагичной, в общем-то, фигуре, какой-то юмористический оттенок.
Клементину играет Кейт Уинслет – и это довольно типичная для неё роль. Роза из «Титанка», вынь её из корсета и традиций начала прошлого века, непременно покрасила бы волосы в синий цвет. Видимо, этот типаж в определенном смысле отражает характер самой Кейт, и это увлекает. Она очень интересная актриса и женщина.
История «Вечного сияния…» рассказана на примере типичного мужчины и типичной женщины. Он – рациональный, рефлексирующий, привыкший взвешивать слова и решения, а поэтому – немного «тормозной» на фоне её. Она – эмоциональная, взбалмошная, действующая по наитию и порыву и подверженная резким перепадам настроения.
Есть мнение, что один из смыслов «Сияния» - в том, что без любви жизнь предстает серой и бессмысленной. Мишель Гондри несколькими лаконичными мазками показал жизнь Джоэла без Клем: безысходную и совсем бесцельную. «Разочаровался в песке» - эта краткая ремарка как бы иллюстрирует вообще любую жизнь без любимой. Весь мир – песок, и он – «просто мелкие камушки», никакой романтики. Грустно, ибо это – ответ на вопрос Кристобаля Хунты: «Нужны ли мы нам?». Оказывается, не нужны. Без девушки – совершенно не нужны.
Я увидел в «Сиянии» два особых, взаимозависимых смысла, которые потрясли меня больше всего другого. Смысл первый – в сцене, где Джоэл вспоминает самое начало знакомства с Клем, грустит и собирается уйти. «А давай притворимся, что ты тогда вернулся» - говорит она. Все всегда принимают прошлое, как твердость; как незыблемую основу, гранитом ложащуюся на будущее, подавляющим его. А давайте представим прошлое не как нечто неизменное, а как повод поиграть в альтернативы? И тогда любые, даже самые «законченные» и «бесперспективные» отношения неожиданно приобретают новое начало.
Второй смысл эхом отражается от первого. Он про то, что забывать – глупо, и что если любишь, все остальное вообще не имеет смысла: будь то «желчь», «среднее образование», да и что угодно ещё! «Самого главного глазами не увидишь: смотреть нужно сердцем».
Не могут заканчиваться отношения, если это нечто настоящее. Двое, или каждый из них, если чувствует это, никогда не позволит их закончить.
«Увидимся в Монтаге!» (С)
(с) agent__steel