Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:57 

.про Монтессори и не только

Ju Whynot
Как долго один пост может лежать в черновиках? Очень долго! Кажется, ещё летом перепечатала смутившую меня монтессори-фразу, с тех пор возвращалась к ней не раз, много думала на эту тему. Думала именно постом, но напечатать это.. Чем дальше, тем сложнее облекать слова в печатную форму. Ленивее. Но я всё-таки попробую. =)

Сразу оговорюсь, Монтессори-педагогика мне нравится. Особенно, если сравнивать альтернативы. Даже консультировалась с Вероникой - коллегой, перинатальным психологом. Она сказала: "Я хорошо отношусь к Монтессори, только совсем мало сертифицированных педагогов, в основном элементы используют, а там целая философия. Мне у них нравится уважение к личности ребенка и его линии развития." И мне тоже это нравится! Но есть и то, что не нравится. А точнее то, чего мне не хватает.
Летом я читала "Чудо Монтессори" - книгу, которую многие педагоги хвалят. Она действительно дает хорошее представление о том, что такое Монтессори-метод. Читала, кивала согласно головой, а потом споткнулась о цитату, которую привожу внизу (после неё я эту книгу забросила, при всем моем интересе, дальше у меня не пошло).

"...Важно, что всё это основано на реальности. реальный быт, реальные предметы, истинная история. А вот все, что оторвано от реальности (в том числе и сказки), Монтессори считала занятием бесполезным, а подчас и вредным. Это уже больше относится к фантазиям. Их, например, К.Г.Юнг призывал различать и отличать "умную фантазию от глупой". (Умная может быть претворена в жизнь. В этом отличие)
Наблюдая за детьми, против фантазий высказывалась и М.Монтессори.
Она считала, что желание уйти в фантастический мир - это уход от реальности, от проблем и, в конечном итоге, - от самого себя. А это уже отклонение от нормы. Если воображаемый мир полностью оторван от реальности, он не имеет отношения к творчеству.
Кроме того, фантазии, позволяющие заменять конкретику абстракцией, мешают правильному восприятию картины мира, пониманию законов Вселенной, связей и закономерностей в ней.

В связи с этим мне вспоминается одна фраза, сказанная моей семилетней дочерью, когда она сама выбрала в библиотеке книжку "Незнайка ну Луне". Дочь тогда уже бегло читала и, как все дети Монтессори, много знала о строении Вселенной, и о том, что Луна - спутник Земли, и что на неё нет жизни, и многое, многое другое. Наверное, она предвкушала узнать что-то новое и интересное о таинственном светиле, которое мы любили наблюдать вечерами.
Недоуменно и разочарованно пролистав эту книгу историй с несуществующими человечками, она воскликнула:
- Но ведь на Луне кратеры и нет воздуха!
Больше к этой книге мы не возвращались.

Творческие возможности нужны, чтобы преображать мир реальный. Поэтому так важно развивать их в ребенке.
"
(с) Елена Тимошенко "Чудо Монтессори"

Сразу несколько поводов для раздражения вызвала у меня эта цитата.
Окей, Мария М.жила давно, в то время в сказках пятки сводным сестрам золушки отрубали, возможно, и было рациональное зерно отношения Марии М.к сказкам. Но сейчас-то уже другое время. Мне лично прочиталось, что автор прям с гордостью говорит про то, что дочке её "Незнайка на луне" не понравился. То, что эта была одна из любимых книг моего детства, подлило огонь в моё разгорающееся чувство возмущение.
А вот апелляция к авторитетам - Юнг так делала и Мария М. тоже - совсем меня разозлили. И это про Юнга сказано, который был тот ещё "сказочник" и поклонник бессознательно-фантазийных процессов. Эх..
В общем,задумалась я насчет того - подходит ли нам Монтессори-метод. Ещё был бы выбор! =)

***
Ну, окей. Вот ещё мнение насчет сказок и Монтессори:

"..первое, на что хочется обратить внимание всех доброхотов и критиков из серии "Монтессори запрещала сказки" это то, что Мария Монтессори жила и придумывала свой метод научного наблюдения почти полтора века назад. Вдумайтесь, сто с лишним лет назад. Сутеев и Маршак на тот момент были еще молодыми мальчишками, а Джанни Родари вообще младенцем в пеленках ;) Конечно, многие знаменитые сказочники уже были известны и тогда, но, надо сказать, что их тексты порой сильно отличались от того, что мы с вами привыкли читать сегодня. Если, например, не адаптированного Андерсена еще можно представить хоть кое-как за "детские" сказки, то тех же неадаптированных Гримм - нууу, не знаю. Лично я и сегодняшние версии их нетленных произведений ребенку до 4-5 лет читать точно не стану. А они сильно, очень сильно гуманнее тех, что были в ходу полтора века назад. Заметьте, я не говорю, что сказки плохие! Они замечательные, что вы. Но они НЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. И тут я подхожу к главному, о чем забывают вышеупомянутые доброхоты - возрастные особенности. Или возрастная периодизация, как называла ее Монтессори, то, на чем, можно сказать, базируется весь ее метод.

Если не вдаваться в миллион подробностей, то основная мысль будет звучать так - всему свое время. Есть этапы, периоды в развитии, через которые проходят дети. Все дети. Так или иначе, рано или поздно, но проходят. И развитие ребенка происходит согласно этим периодам, и никак иначе. Невозможно заставить глаза полугодовалого ребенка различать цвета, так как они просто неспособны еще видеть разницу между ними, а мозг не способен верно обработать искаженную информацию. Я не говорю, что нельзя натренировать его на определенную рефлекторную работу по показу "верного ответа" - конечно можно, последователи Глена Домана с большим энтузиазмом это доказывают. Но мы сейчас не о том :)) Так же как глаза развиваются согласно своему внутреннему графику, так и возможность мозга мыслить абстрактно не дается нам с рождения. Дети раннего возраста, в силу особенности этапа их развития, не понимают разницы между реальностью и вымыслом. Они "проживают" все наши россказни на собственной шкурке. Сказала мама в сердцах не подумав: "глаза б мои тебя не видели", а ребенок уже накрутил в себе, что мама несчастна, потому что ей приходится на него смотреть. А уж если Баба Яга там чьи-то косточки сварила, так как жить то спокойно, ей богу? А вдруг она ночью за моими косточками из-под кровати вылезет?
Конечно, вы можете отмахнуться, мол ерунда. Я своему читаю с года про Кощеюшку и все нормально. Но, положа руку на сердце, вы уверены, что ваш ребенок при этом ни разу не испугался чего-то непонятного? Я понимаю, что нет никаких гарантий, что это он из-за сказок. Но, согласитесь, что и обратных гарантий тоже нет... Фантазии, вымыслы, волшебство.. Когда мы об этом говорим, всегда окрашиваем в "белый цвет". Представляем себе детишек, воображающих единорожек на радугах, какающих исключительно бабочками. Это здорово, безусловно! Но, увы. Монстры в шкафу, подкроватные слонопотамы и прочие невозможно ужасные буки-бяки - это все из той же оперы. Я лично видела детей, совершенно нормальных и прекрасных по жизни, которых буквально судорогами сводит в рыданиях, когда закрывается дверь и выключается свет. Да, это особенности раннего возраста, безусловно. Но не "топим" ли мы сами эти благодарные печки своими сказочками?
Мария Монтессори предлагала рассказывать маленьким детям сказки, основанные на реальности, на культурных ценностях, не уходя далеко в мир фантазий. Например, тот же Сутеев, вполне по-Монтессори. Заяц, ворона и еж рассорились из-за яблока, пришел медведь и научил всех делиться. Конец. Здорово же! Сказка показывает, как прекрасно уметь по-честному делиться со своими друзьями. Чем не культурная ценность? Чем не полезное в жизни умение? Или голодная гусеница. Идеальный пример жизненной сказки! Автор просто взял и на детском языке показал цикл развития бабочки от яйца до взрослой особи. Барто? Чудесно! Что может быть лучше для детей, чем стишки и сказки о детях и их игрушках? И тд и тп. Поверьте, большинство современных сказок вполне себе по-Монтессори. А те, что нет, но оооочень нравятся мамам и папам - тоже не повредят, ну правда же :)) Не вгоняйте себя в рамки, будьте свободнее, просто не забывайте задумываться, вот и все ;) Про себя скажу - я читаю Тиму все, что считаю актуальным для его возраста, все, что, на мой взгляд, он сейчас способен "прожить" без последствий для себя ) Русские народные сказки с бабками ежками, водяными и прочими кощеями, а так же сказки других народов мира пока не читаю и в ближайшее время не планирую, но когда-нибудь пренепременно буду, а точнее сам будет, я надеюсь ))) Всему свое время, да. Пожалуй, сейчас это почти-что мой девиз.
" (с) ekodecor в иг

Всё это написала женщина, которая, родив своего малыша, углубилась в метод-Монтессори, и сейчас учится на М.-педагога.
При этом сертефицированный М.-педагог в нашем центре, когда я подняла этот вопрос, немного смутившись, сказала про сказки, что вообще-то Сутеев со своими зайцами и прочим , вовсе не по Монтессори, тк зайцы и прочие медведи не должны разговаривать, разговаривать должен лишь человек, а также только люди могут ездить на велосипедах, и, конечно, не бывает розовых кошек, поэтому нужно тщательно отбирать книги. И что книг, отвечающих М.-запросам, очень мало.
При этом, конечно, мы все живем там, где живем, а не в изоляции, так что и Сутеев хорошо, и остальные розовые аисты на великах тоже. =)

***
Что же говорят психологи не тему детей и фантазии? Вот отрывок. Тоже из иг, от психологавсеяинстаграма и мамы 4-х детей:

" My little pony любимая игрушка всех моих дочерей. И почему дети так любят лошадей?)) Пони у нас есть разные. А вот дома им не было. Поэтому Деду Морозу был заказан именно дом для них. Точнее дворец, с комнатами и лифтом. На самом деле игра в подобных персонажей это хорошо. Ребёнок как бы объединяет себя с миром животных. Развивает фантазию, наделяя их особыми свойствами. И создаёт свой отдельный мир, с законами и правилами. Наблюдайте за такой детской игрой. Часто можно увидеть себя и даже свои ошибки в том, как девочка общается с игрушками. И свои интонации) и свои словечки)) 🎁 и продолжая тему фантазий - Фёрби. Много споров об этом подарке. Но мы уже разбирали, что дети любят персонажей из своих фантазий. Вот когда у детей появляются страхи, как они рисуют свои фантазии? Это нечто круглое, непонятного цвета. Собственно разные лунтики из этой же сферы. И дети с помощью таких игрушек легче преодолевают свои страхи. Они ими управляют, через такие чудные игрушки. " (с)

:)

***
В общем, я как психолог, тоже за фантазию и сказки уже в раннем возрасте! Поэтому мне очень не хватает в наших походах в садик именно этой, сказочной стороны. В большинстве своем Монтессори - это эдакая практичность и реальность. И очень радует по той же причине меня музыкальный блок в конце занятия, когда под песенки Железновой мы танцуем с платочкам или колокольчиками, а потом задуваем свечу - ритуалы.
Надо отдать должное, в нашем Монтессори-центре время от времени проходят сказочные вечера с живой музыкой, домашними пирогами, театром, где малыши являются непосредственными участниками всего действия. И, конечно, я бы не отказалась, чтобы каждый день моего ребенка что-то подобное окружало. Все эти вальдорфские ритуалы, переходы с одной деятельности на другую, сенсорные вещи, окружение натуральными материалами. У меня прям сердце замирает, когда читаю про вальдорфское, а уж когда фотографии их рассматриваю..

Вот такое, например:

Вальдорф


Конец ноября и декабрь – самое трудное и темное время. Еще 4 недели до Рождества – до того времени, когда начнет потихоньку прибывать день. Кругом темно, холодно, мрачно, земля голая, опустелая, а внутри нас, внутри каждого, горит внутренний, духовный свет. За 4 недели до рождества мы выкладываем в зале большую спираль из еловых веток, украшаем ее драгоценными камнями, сухими цветами. В середине устанавливаем большую свечу. Символ этого праздника – красное яблоко со свечой. Прослушав историю, каждый берёт свое яблоко со свечой и отправляется в путь к большой свече в сопровождении ангела и музыки. Зажигая свою свечу, он идет в обратный путь по спирали, находит по пути звездочку, берет ее себе, а на ее место ставит яблоко со своей свечей. Праздник Рождественской спирали — чрезвычайно красивый и зрелищный. Он помогает детям и их родителям прочувствовать этот внутренний свет, вспомнить о его существовании. (с)
waldorf_sad в иг

***
ЕА в этом году путешествовала по Берлину. И вот однажды она набрела на огромное красивое здание, где над входом была вывеска, а на ней написано: "Монтессори и Вальдорф педагогика". Это то место, где можно пройти обучение на педагогов одной из этих (или обеих сразу!!) систем, получить сертификат, который котируется во всем мире!
А также при этом центре садик - то есть оказывается есть места, где эти две системы отлично сосуществуют вместе. И правильно, мир развивается, что-то устаревает, информация новая добавляется.. Не бывает статических систем, если система такая, она рано-поздно отмирает, чтобы что-то продолжало своё существование, должно быть постоянное развитие.

К сожалению, предугадать, как будут развиваться события дальше, невозможно. Ситуация в семье, в стране, банально моё мнение может поменяться. Но сейчас мне очень хочется, чтобы когда придет время, у нас нашлись финансовые возможности, чтобы отправить Майю в частный дет.сад, в центр, куда мы ходим сейчас. Совершенно мне не хочется отдавать её в государственный. Более того, на данный момент я совсем не в восторге от наших школ. В том же Монтессори-центре есть Монтессори класс, куда ходит средняя дочка подруги, и там очень интересно! А уж по сравнению с опытом старшего сына подруги.. Хорошо, что пока эта тема ещё не особенно актуально, но начинаю читать про хоумскулинг уже сейчас. Нет, сама обучать не буду, но группу родителей, как ещё в том году сделала та же подруга, которым всё это тоже интересно, было бы замечательно собрать.

А пока будем ходить в наш Монтессори-садик на занятия "вместе со взрослым" и играть в вальдорфские игрушки. Благо, что в России у нас много замечательных авторов подобных вещей. Кстати,те же Михеевы и "Сказки дерева" - вальдорфцы.
На новый год Майю (а на самом деле, меня!) будут ждать книги и деревянные игрушки (подарки! как я их люблю!*)):


















@темы: фотообразы, такие дела, проКниги, блаблабла, Purple Princess_игрушки, Purple Princess, (с)

URL
Комментарии
2015-12-15 в 19:28 

Imodjent
Ju Whynot, мы сказки любим и отказаться от них точно не готовы:laugh:

2015-12-15 в 19:51 

Anka-Manka
Inki-Pinky-Ponky, my daddy bought a donkey!
очень интересно!

2015-12-15 в 20:36 

Холька
сердце земли
Вспомнила место из "Убить пересмешника", где учительница читала детям сказки, а они смеялись, потому что история про жабу, живущую в доме это абсурд

2015-12-15 в 21:10 

Puolukka
I'm from north and I always keep calm
ну вот поэтому и интересно, и полезнее для разностороннего развития совмещать всякие методики =) в крайности ударяться еще никогда не было полезным…
вальдорфовские игрушки прекрасны! и детям больше нравятся, чем реалистичный пластик...

2015-12-15 в 21:36 

некто лукас
спасибо за пост! пища для размышлений)

2015-12-16 в 09:51 

drazdroperma
Gr.Olga
Вольфдорские игрушки прекрасны, но с возрастом ребёнок стал предпочитать игрушки как у всех) особенно кукол, наверное это тоже такой этап)

2015-12-16 в 16:12 

_Loreley
愛永々
ого! хорошо, что мне эта книжка не попалась, когда я в садике работала и по методике Монтессори работала :) и кроме сказок, еще вот это меня покоробилоправильному восприятию картины мира
"правильное" =) как звучит)

хорошо, что рассказала, слушай, а то вот так думаешь одно, а тут бац, и еще дополнение, и какое существенное. Да и правда, бывает ли что-то идеальное? скорее нет, чем да, можно просто от всего, что нравится брать то, что считаешь нужным сама и дополнять чем-то нравящимся другим :D
игрушки - шикарные)

2015-12-17 в 16:58 

~Anju~
«Можно лежать на мосту и смотреть, как течет вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше. Быть счастливой очень легко."
Игрушки прелестные :heart:

2015-12-19 в 19:49 

Ju Whynot
Imodjent,
а, главное, и не нужно это делать!)

URL
2015-12-19 в 19:50 

Ju Whynot
Anka-Manka,
есть над чем подумать..

URL
2015-12-19 в 19:55 

Ju Whynot
Холька,
конечно, от сказок можно дрожать ночами (я вот в свои 30 посмотрела Синистера, и какое-то время после чувствовала себя маленьким ребенком, так мне было не по себе, когда ночь и все кроме меня спят), но мне кажется, это очень грустно, когда у ребенка нет сказки, в которую можно верить. А ещё я думаю, потребность в сказках, потребность в выражении эмоции, у малышей настолько сильна, что даже устрой им совершенно понятную рациональную реальность, ребенок придумает себе что-то, что его будет пугать - а иначе, куда проецировать тех страшных монстров, что живут внутри. А у нас тут жизнь происходит, эмоций достаточно большой спектр, как-то же нужно справляться, особенно когда сепарация от мамы в самом разгаре

URL
2015-12-19 в 19:58 

Ju Whynot
Puolukka,
по моим наблюдением, детям нравится всё то, что их окружает. У кого-то деревянные игрушки, у кого-то пластик. Очень многое зависит от среды. Если удастся вертится в определенных кругах, сохранить эту атмосферу - здОрово. Зачастую малыш растет, встречается с новыми людьми, и если у него одного дерево, а у пятерых его друзей пластик - будет фанатом последнего. Но это уже гораздо позже, сейчас мы ещё сами вольны создавать для них обстановку. =)

URL
2015-12-19 в 19:58 

Ju Whynot
некто лукас,
пожалуйста!

URL
2015-12-19 в 20:02 

Ju Whynot
drazdroperma,
да, думаю это нормальный этап становления личности.
Мне самой нравится не только дерево, многие пластиковые игрушки, к которым сейчас принято относится пренебрежительно, мне тоже нравятся. Мне близка вальдорфская атмосфера,
ритуалы, очень люблю смотреть на картинки семей, который в этом всем вращаются - нахвататься собственных идей. При этом ничего не имею против пони, кукол монстров и прочих зверушек, которые можно встретить в магазинах. Я в целом кукло-фанат - детских, маттеловски, дал-пуллип-блайз, момоко и ещё много каких =)

URL
2015-12-19 в 20:02 

Ju Whynot

URL
2015-12-19 в 20:02 

Ju Whynot
~Anju~,
ага!

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Always wear your invisible crown

главная